Пять вопросов к пенсионной реформе
Ранее свою поддержку правительственному законопроекту о реформировании пенсионной системы выразили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Уже на этой неделе законопроект будет представлен в парламент, чтобы при содействии депутатов уже в октябре этого года начать масштабные изменения отечественной пенсионной системы. Эти изменения позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, а главное, восстановить справедливость в назначении и выплате пенсий.
Пенсионная реформа коснется каждого украинца, и будущие изменения вызывают особый интерес граждан. Ежедневно в адрес правительства и премьера поступают сотни писем с просьбой разъяснить отдельные нюансы будущей реформы. Мы собрали пять самых распространенных вопросов.
1. КАК ИМЕННО ПОВЫСЯТСЯ ПЕНСИИ И ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В МЕХАНИЗМЕ ИХ РАСЧЕТА?
Законопроект о реформировании пенсионной системы вводит честные и прозрачные правила определения размера пенсий для всех граждан, невзирая на статус и место работы.
Размер пенсии будет рассчитываться по формуле:
Размер пенсии = Сз х ИКЗ х Кс,
где Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии.
Правительство предлагает с 1 октября 2017 года пересчитать ранее назначенные пенсии с использованием показателя средней заработной платы на уровне 3 764,40 грн. Этот показатель применяется для исчисления пенсий, назначаемых в 2017 году (средний размер заработной платы за 2014, 2015 и 2016 годы).
ИКЗ — индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты по отношению к средней зарплате, с которой уплачивались взносы. Эту информацию каждый может получить в любом отделении Пенсионного фонда).
Кс — коэффициент страхового стажа, определяется как множитель продолжительности лет стажа работы человека на величину оценки одного года страхового стажа. Сегодня величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35, а с 1 января 2018 года составит 1. Но изменение коэффициента не ухудшит условий начисления пенсий. Поскольку, уменьшая коэффициент, правительство одновременно предлагает повысить размер средней заработной платы, который используется при исчислении пенсий.
2. СМОГУТ УКРАИНЦЫ И ДАЛЬШЕ ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ В 60 ЛЕТ, КОГДА ТРЕБУЕМЫЙ СТРАХОВОЙ СТАЖ УВЕЛИЧИТСЯ С 15 ДО 25 ЛЕТ?
По данным Минсоцполитики (по состоянию на декабрь 2016 года), почти 94 % 60-летних мужчин и более 90 % 60-летних женщин имеют трудовой стаж 25 лет и более. В 2000 году были введены персонифицированные пенсионные счета. С 2004 года со вступлением в силу Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» начал учитываться страховой стаж, то есть количество лет, которые человек не просто работал, а платил взносы в Пенсионный фонд. Однако при оформлении пенсии годы трудового стажа до 2004 года будут учитываться как страховой стаж при наличии соответствующих записей в трудовой книжке. Кроме того, за период до 2004 года учитываются все льготы по исчислению стажа, которые действовали до 2004 года. Никаких изменений в существующий порядок исчисления страхового стажа законопроектом о пенсионной реформе не вносится. Таким образом, для большинства работающих украинцев новые правила никоим образом не ухудшат условий выхода на пенсию.
3. ИЗ КАКИХ СООБРАЖЕНИЙ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ОСТАВИЛИ ТОЛЬКО ВОЕННОСЛУЖАЩИМ?
Назначение пенсии за выслугу лет связывается не с достижением пенсионного возраста и наличием общего трудового стажа, а с потерей профессиональных качеств, когда работник не может полноценно работать по своей специальности до преклонного возраста. Такая пенсия назначается в качестве компенсации утраченной трудоспособности по профессии. Но правом выхода на пенсию за выслугу лет сейчас пользуются 7–10 % работников, поскольку не хотят терять работы. Законодательство предусматривает обязательное увольнение с работы, дающей право на пенсию за выслугу лет, после оформления пенсии. К тому же при такой системе и уровень пенсий невысок. Сейчас мы имеем дефицит кадров в сферах образования и здравоохранения и избавляться от квалифицированных работников было бы нерациональным.
При этом лицам, которые на момент вступления в силу изменений в пенсионное законодательство приобретут право на назначение пенсии за выслугу лет, будет сохранено право выхода на пенсию по действующим сегодня льготным условиям. Пенсии по выслуге лет, которые уже назначены, будут выплачиваться и в дальнейшем. Изменения коснутся только пенсионеров, которые будут выходить на пенсию после вступления в силу соответствующего закона. Учитывая особенности прохождения военной службы, предполагается сохранить льготные условия пенсионного законодательства для военнослужащих.
4. КАКОВЫ СТИМУЛЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?
При наличии 25 лет (с 2028 г. — 35 лет) страхового стажа по достижении 60-летнего возраста можно оформить пенсию. Если такой пенсионер продолжает работать дальше, ему начисляется дополнительный стаж. Каждый год такого сверхнормативного стажа учитывается при перерасчете пенсии по общей формуле, то есть с коэффициентом 1. Если по достижении 60 лет и при наличии 35 лет страхового стажа человек добровольно отказывается выходить на пенсию и продолжает работать, то за каждый год в таком случае он будет получать дополнительно 6 % пенсии. Если сверхнормативный стаж после 60-летнего возраста составляет более пяти лет, то за каждый год периода работы (скажем, 6–8 лет) человек получит дополнительно к пенсии 9 %.
5. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧАТЬ ПЕНСИЮ РАБОТАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ?
Пенсионная реформа предусматривает равные для всех условия назначения пенсий. В том числе это означает, что ко всем одинаково будет применяться правило: право на пенсию имеет тот, кто платит взносы в Пенсионный фонд. Чем выше сумма отчислений, тем выше и пенсия по возрасту. Те, кто работает за рубежом, не обязаны платить ЕСВ. Однако законом предусмотрена возможность добровольного страхования. То есть, работая за рубежом, можно самостоятельно уплачивать ЕСВ в Украине и таким образом обеспечить себе возможность получить пенсию по возрасту.
Департамент информации и коммуникаций с общественностью
Секретариата Кабинета Министров Украины