Решение о рассмотрении обращения Харьковского городского совета

01.10.2013 00:07   -
Автор:
У К Р А Ї Н А
ХАРКІВСЬКА МІСЬКА РАДА
ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ
26 сесія 6 скликання
від 25.09.2013 р. № 1243 / 13
м. Харків

Рішення

про розгляд звернення Харківської міської ради

З метою забезпечення конституційних прав і законних інтересів мешканців міста, на підставі ст. 26 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», керуючись ст. 59 цього Закону, Харківська міська рада
ВИРІШИЛА:
1. Схвалити звернення Харківської міської ради до Прем’єр‑міністра України Азарова М. Я про вирішення питання щодо визначення на законодавчому рівні порядку видачі довідок про місце проживання (перебування) особи, про склад сім’ї для отримання громадянами соціальних виплат, допомоги тощо.
2. Контроль за виконанням цього рішення покласти на постійні комісії та секретаря Харківської міської ради.
Міський голова Г. А. Кернес

Додаток
до рішення 26 сесії Харківської міської ради 6 скликання «Про розгляд звернення Харківської міської ради»
від 25.09.2013 р. № 1243 / 13

ЗВЕРНЕННЯ

Харківської міської ради до Прем’єр‑міністра України Азарова М. Я.

Вельмишановний Миколо Яновичу!
Конституцією України громадянам гарантується право на соціальний захист. Це право забезпечується системою соціальних виплат, яка спрямована на поліпшення матеріального забезпечення соціально вразливих верств населення, подолання бідності та зниження ступеня розшарування суспільства за рівнем доходів.
Процедура призначення окремих видів державної соціальної допомоги є невиправдано складною, потребує від громадян значних витрат часу та енергії на збирання і подання численних документів, у тому числі довідок про місце проживання (перебування) особи, про склад сім’ї тощо.
У попередні роки дуже тривалий час існувала практика видачі вказаних довідок житлово‑експлуатаційними організаціями, балансоутримувачами, управителями, які обслуговують житлові будинки, органами самоорганізації населення.
Відповідно до Положення про Державну міграційну службу України, затвердженого Указом Президента України від 06.04.2011 р. № 405 / 2011, з 01.01.2013 р. здійснення функцій з реєстрації /  зняття з реєстрації місця проживання / перебування фізичних осіб, ведення відповідних реєстраційних обліків, забезпечення формування центральної, регіональних та місцевих баз персональних даних фізичних осіб, надання відомостей про місце проживання або місце перебування особи та інші персональні дані покладено на Державну міграційну службу України та головні управління міграційної служби в Автономній Республіці Крим, областях, містах Києві та Севастополі, управління, відділи (сектори) міграційної служби в районах, районах у містах, містах обласного, республіканського (Автономної Республіки Крим) значення.
Згідно з цим Положенням територіальні підрозділи Державної міграційної служби матимуть інформацію виключно про місце реєстрації фізичної особи без характеристик житла, в якому особа зареєстрована, що унеможливить видачу громадянам довідок для взяття на квартирний облік або приватизацію житла, призначення і виплати державної соціальної допомоги сім’ям з дітьми, призначення і надання пільг учасникам, ветеранам та інвалідам війн та багато інших видів довідок, передбачених чинним законодавством України.
Зокрема, постановою Кабінету Міністрів України від 24.09.2008 р. № 866 «Питання діяльності органів опіки та піклування, пов’язаної із захистом прав дитини» передбачена довідка з місця проживання, про склад сім’ї та реєстрацію або витяг з домової книги, Порядком призначення і виплати державної допомоги сім’ям з дітьми, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 27.12.2001 р. № 1751, — довідка про склад сім’ї за місцем реєстрації або місцем проживання.
Постановою Кабінету Міністрів України від 29.01.2001 р. № 117 «Про Єдиний державний автоматизований реєстр осіб, які мають право на пільги» передбачено отримання інформації про зареєстроване або фактичне місце проживання, характеристику житла, довідки про склад сім’ї, без якої неможливе внесення осіб, які мають право на пільги, до зазначеного Реєстру.
Необхідність надання громадянами аналогічних довідок при отриманні ними різноманітних державних соціальних виплат, допомоги тощо передбачено також іншими актами законодавства України, зокрема:
— Положенням про порядок призначення та надання населенню субсидій для відшкодування витрат на оплату житлово-комунальних послуг, придбання скрапленого газу, твердого та рідкого пічного побутового палива, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 21.10.1995 № 848;
— Порядком призначення і виплати державної соціальної допомоги малозабезпеченим сім’ям, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 24.02.2003 № 250;
— наказом Міністерства праці та соціальної політики України від 29.12.2001 № 549 «Про затвердження типових положень про будинки-інтернати (пансіонати) для громадян похилого віку, інвалідів та дітей»;
— постановою Кабінету Міністрів України від 02.08.2000 № 1192 «Про надання щомісячної грошової допомоги особі, яка проживає разом із інвалідом I чи II групи внаслідок психічного розладу, який за висновком лікарської комісії медичного закладу потребує постійного стороннього догляду, на догляд за ним»;
— Порядком виготовлення і видачі посвідчень батьків та дитини з багатодітної сім’ї, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 02.03.2010 № 209.
Відповідно до наказу Міністерства з питань житлово-комунального господарства України від 02.02.2009 р. № 13 на управителя покладено обов’язок ведення обліку власників, співвласників, наймачів та орендарів житлових і нежитлових приміщень об’єкта, відкриття рахунків в установі банку для отримання та здійснення платежів за житлово-комунальні послуги.
У місті Харкові управителем та балансоутримувачем житлового фонду є КП «Жилкомсервіс». На цей час на виконання вищевказаного наказу КП «Жилкомсервіс» здійснюється збір, обробка, систематизація та зберігання даних про місце проживання та місце перебування осіб. У зв’язку з цим щоденно обслуговується більше 4 тисяч осіб з питань щодо реєстрації /  зняття з реєстрації місця проживання, зміни прізвища, ім’я, по-батькові, видачі довідок з місця проживання та про склад сім’ї, видачі довідок до пенсійного фонду тощо. З цією метою використовуються картотеки реєстраційного обліку місця проживання та місця перебування фізичних осіб, які планується в подальшому передати до територіальних підрозділів Державної міграційної служби.
Однак відсутність на цей час нормативно-правових актів, які регламентують механізм видачі вищезазначених довідок, суттєво ускладнює отримання громадянами соціальних виплат, допомоги тощо, а передача підприємствами з обслуговування житлового фонду до територіальних підрозділів Державної міграційної служби вказаних картотек реєстраційного обліку унеможливить отримання таких виплат. Як наслідок, виникають певні незручності та соціальна напруга серед населення, особливо це стосується мешканців приватного сектору.
Ураховуючи надзвичайно важливе соціальне значення порушеного питання для мешканців міст, з метою забезпечення конституційних прав та свобод громадян, Харківська міська рада звертається до Вас, вельмишановний Миколо Яновичу, з проханням вирішити питання щодо визначення на законодавчому рівні механізму видачі довідок для отримання громадянами соціальних виплат, допомоги тощо та внесення змін до вищенаведених нормативно-правових актів, а також призупинити передачу підприємствами з обслуговування житлового фонду до територіальних підрозділів Державної міграційної служби картотек реєстраційного обліку місця проживання та місця перебування фізичних осіб.
Просимо з розумінням підійти до вирішення порушеного питання, розглянути це звернення позитивно та про результати розгляду повідомити Харківську міську раду для подальшого інформування територіальної громади міста Харкова.
Звернення схвалено рішенням 26 сесії Харківської міської ради 6 скликання від 25.09.2013 р.

У К Р А И Н А

ХАРЬКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
26 сессия 6 созыва
От 25.09.2013 № 1243 / 13
г. Харьков

Решение

о рассмотрении обращения Харьковского городского совета

С целью обеспечения конституционных прав и законных интересов жителей города, на основании ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», руководствуясь ст. 59 данного Закона, Харьковский городской совет
РЕШИЛ:
1. Одобрить обращение Харьковского городского совета к Премьер‑министру Украины Азарову Н. Я о решении вопроса об определении на законодательном уровне порядка выдачи справок о месте жительства (пребывания) лица, о составе семьи для получения гражданами социальных выплат, пособий и пр.
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянные комиссии и секретаря Харьковского городского совета.
Городской голова Г. А. Кернес

Приложение
к решению 26 сессии Харьковского городского совета 6 созыва «О рассмотрении обращения Харьковского городского совета»
от 25.09.2013 г. № 1243 / 13

ОБРАЩЕНИЕ

Харьковского городского совета к Премьер‑министру Украины Азарову Н. Я.

Глубокоуважаемый Николай Янович!
Конституцией Украины гражданам гарантируется право на социальную защиту. Это право обеспечивается системой социальных выплат, которая направлена на улучшение материального обеспечения социально уязвимых слоев населения, преодоление бедности и снижение степени расслоения общества по уровню доходов.
Процедура назначения отдельных видов государственной социальной помощи является неоправданно сложной, требует от граждан значительных затрат времени и энергии на сбор и представление многочисленных документов, в том числе справок о месте жительства (пребывания) лица, о составе семьи и пр.
В предыдущие годы длительное время существовала практика выдачи указанных справок жилищно-эксплуатационными организациями, балансодержателями, управляющими, которые обслуживают жилые дома, органами самоорганизации населения.
Согласно Положению о Государственной миграционной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 405 / 2011, с 01.01.2013 г. осуществление функций по регистрации / снятию с регистрации места жительства / пребывания физических лиц, ведению соответствующих регистрационных учетов, обеспечению формирования центральной, региональных и местных баз персональных данных физических лиц, предоставлению сведений о месте жительства или месте пребывания лица и другие персональные данные возложено на Государственную миграционную службу Украины и главные управления миграционной службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, управления, отделы (секторы) миграционной службы в районах, районах в городах, городах областного, республиканского (Автономной Республики Крым) значения.
Согласно данному Положению территориальные подразделения Государственной миграционной службы имеют информацию исключительно о месте регистрации физического лица без характеристик жилья, в котором лицо зарегистрировано, что делает невозможным выдачу гражданам справок для постановки на квартирный учет или приватизации жилья, назначения и выплаты государственной социальной помощи семьям с детьми, назначения и предоставления льгот участникам, ветеранам и инвалидам войн и многих других видов справок, предусмотренных действующим законодательством Украины.
В частности, постановлением Кабинета Министров Украины
от 24.09.2008 г. № 866 «Вопросы деятельности органов опеки и попечительства, связанной с защитой прав ребенка» предусмотрена справка с места жительства, о составе семьи и регистрации или выписка из домовой книги, Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 г. № 1751, — справка о составе семьи по месту регистрации или месту проживания.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.2001 г. № 117 «О Едином государственном автоматизированном реестре лиц, имеющих право на льготы» предусмотрено получение информации о зарегистрированном или фактическом месте жительства, характеристике жилья, справки о составе семьи, без которой невозможно внесение лиц, имеющих право на льготы, в указанный Реестр.
Необходимость предоставления гражданами аналогичных справок при получении ими различных государственных социальных выплат, пособий и прочее предусмотрено другими актами законодательства Украины, в частности:
— Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 № 848;
— Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 24.02.2003 № 250;
— приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2001 № 549 «Об утверждении типовых положений о домах-интернатах (пансионатах) для престарелых, инвалидов и детей»;
— постановлением Кабинета Министров Украины от 02.08.2000 № 1192 «О предоставлении ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, на уход за ним»;
— Порядком изготовления и выдачи удостоверений родителей и ребенка из многодетной семьи, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.2010 № 209.
Согласно приказу Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 02.02.2009 г. № 13 на управляющего возложена обязанность ведения учета владельцев, совладельцев, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений объекта, открытие счетов в учреждении банка для получения и осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В городе Харькове управляющим и балансодержателем жилого фонда является КП «Жилкомсервис». В настоящее время во исполнение вышеуказанного приказа КП «Жилкомсервис» осуществляется сбор, обработка, систематизация и хранение данных о месте жительства и месте пребывания лиц. В связи с этим ежедневно обслуживается более 4 тысяч человек по вопросам регистрации / снятия с регистрации места жительства, изменения фамилии, имени, отчества, выдачи справок с места жительства и о составе семьи, выдачи справок для пенсионного фонда и т. п. С этой целью используются картотеки регистрационного учета места жительства и места пребывания физических лиц, которые планируется в дальнейшем передать в территориальные подразделения Государственной миграционной службы.
Однако отсутствие в настоящее время нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм выдачи вышеуказанных справок, существенно затрудняет получение гражданами социальных выплат, пособий и прочего, а передача предприятиями по обслуживанию жилищного фонда в территориальные подразделения Государственной миграционной службы указанных картотек регистрационного учета исключит получение выплат. Как следствие, возникают определенные неудобства и социальное напряжение среди населения, особенно это касается жителей частного сектора.
Учитывая чрезвычайно важное социальное значение данного вопроса для жителей городов, с целью обеспечения конституционных прав и свобод граждан, Харьковский городской совет обращается к Вам, глубокоуважаемый Николай Янович, с просьбой решить вопрос определения на законодательном уровне механизма выдачи справок для получения гражданами социальных выплат, пособий и прочего и внесения изменений в вышеперечисленные нормативно-правовые акты, а также приостановить передачу предприятиями по обслуживанию жилищного фонда в территориальные подразделения Государственной миграционной службы картотек регистрационного учета места жительства и места пребывания физических лиц.
Просим с пониманием подойти к решению указанного вопроса, рассмотреть данное обращение положительно и о результатах рассмотрения сообщить в Харьковский городской совет для дальнейшего информирования территориальной громады города Харькова.
Обращение одобрено решением 26 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 25.09.2013 г.