С дрожжами и плесенью…
Сметана — это наша уникальная «молочная традиция», любимый продукт потребителей. Требования к сметане установлены национальным стандартом ДСТУ 4418:2005 «Сметана. Технические условия».
По внешнему виду и консистенции это должна быть однородная масса с глянцевитой поверхностью, густая (разрешается недостаточно густая, с наличием одиночных пузырьков воздуха, незначительная крупитчатость). Вкус и запах — чистые, кисломолочные, с привкусом и ароматом, присущими пастеризованному продукту, без посторонних привкусов и запахов. Цвет — белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе.
На потребительском рынке Харькова представлен довольно широкий ассортимент сметаны на любой вкус: с массовой долей жира от 15 % до 25 %; фасованная или весовая. Фасованная сметана может быть массой нетто от 100 г до 1 кг. Потребительская упаковка — также на выбор: пакеты, банки, коробочки, стаканчики из полимерных материалов или банки стеклянные и т. п. С различными сроками годности — от 3 до 18 суток. Следует отметить, что срок годности продукта производитель может устанавливать самостоятельно (в зависимости от качества сырья, технологии производства, технических характеристик оборудования, условий упаковки, упаковочных материалов).
Таким образом, представленный ассортимент сметаны может удовлетворить вкус любого наиболее искушенного потребителя. А как же относительно качества и безопасности продукта? Думаем, в этом вопросе компромиссов не может быть. Без сомнения, вся продукция должна быть качественной и безопасной.
Именно такая задача стоит перед специалистами ГП «Харьковстандартметрология»: убедиться, что украинский потребитель, покупая молочную продукцию, может не волноваться за свое здоровье.
Изучение потребительского рынка показывает, что конкуренция на рынке молочных продуктов, в т. ч. и сметаны, немалая. В розничной торговой сети представлена продукция предприятий­производителей со всей Украины. Для проведения потребительской экспертизы продукции в розничной торговой сети Харькова (супермаркетах «АШАН», «КЛАСС», «РОСТ», «АТБ­Маркет», «Дигма») были закуплены образцы сметаны, изготовленной предприятиями­производителями Харьковской, Киевской, Черкасской, Днепропетровской, Полтавской, Николаевской, Сумской, Житомирской, Винницкой и Львовской областей Украины. Из них шесть образцов изготовлены согласно требованиям национального стандарта ДСТУ 4418:2005 и шесть — по техническим условиям ТУУ 25027034­009­99:
— сметана 15 % ТМ «Гармония», массой нетто 350 г, производитель — ООО «Лубенский молочный завод»;
— органическая сметана термостатная 20 % жира ТМ Orqanic Milk, массой нетто 270 г, производитель — ООО «ОРГАНИК МИЛК»;
— сметана 21 % жира ТМ «Яготинская», массой нетто по 400 г, производитель — «Баштанский сырзавод»;
— сметана 15 % жира ТМ «ХУТОРОК», массой нетто 400 г, производитель — ООО «С‑ТРАНС»;
— сметана 25 % жира ТМ «Добряна», массой нетто 400 г, производитель — филиал «Сумской молочный завод» ДП «Аромат» по заказу ДП «Милкиленд­Украина»;
— сметана 20 % жира ТМ «Галичина», массой нетто 400 г, производитель — ЧАО «Галичина»;
— сметана 15 % жира ТМ «Белая линия», массой нетто 350 г, производитель — ООО «Молочная компания «МИЛК ЛАЙН» по заказу ООО «Фуд Девелопмент»;
— сметана 20 % жира ТМ «Крестьянская», массой нетто 350 г, производитель — Фирма «Люстдорф» в форме общества с ограниченной ответственностью;
— сметана 20 % жира ТМ «Заречье», массой нетто 400 г, производитель — ЧАО «Купянский молочноконсервный комбинат»;
— сметана 15 % жира, ТМ «Волошкове поле», массой нетто 400 г, производитель — ПАО «ЮРИЯ»;
— сметана 20 % жира, ТМ «Злагода», массой нетто 400 г, производитель — ЧАО «Комбинат «Приднепровский»;
— сметана 15 % жира ТМ «КАГМА», массой нетто 350 г, производитель — ЧАО «Кагма».
Качество продукции определялось в Государственной испытательной лаборатории пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья ГП «Харьковстандартметрология» по физико­химическим показателям (массовой доле жира, активной кислотности, рН); наличию немолочного жира, показателям микробиологической безопасности (количеству жизнеспособных молочнокислых бактерий, бактерий группы кишечных палочек (колиформ), плесневых грибов, дрожжей, патогенных микроорганизмов, в частности Salmonella; Staphylococcus aureus, Listeria monocytogenes), а также по соответствию маркировки.
Результаты потребительской экспертизы показали, что 7 образцов сметаны из 12 (ТМ «Яготинская», ТМ «Крестьянская», ТМ «Белая линия», ТМ «Гармония», ТМ «Злагода», ТМ «Галичина», ТМ Orqanic Milk) соответствовали требованиям нормативной документации и информации, заявленной на этикетке. Другие 5 протестированных образцов сметаны по разным показателям имели отклонения от нормативов.
При проведении потребительской экспертизы, естественно, особое внимание отводится фальсификации продукции и показателям безопасности, особенно микробиологическим. Приятно отметить, что фальсифицированной продукции (замены молочного жира растительным) не установлено.
Вместе с тем огорчили результаты испытаний по микробиологическим показателям, которые являются одними из главных критериев безопасности и качества молочной продукции. Результаты лабораторных испытаний выявили нарушения по микробиологическим показателям в трех образцах сметаны: завышенное количество дрожжей и плесневых грибов в продукции ТМ «Волошкове поле», ТМ «КАГМА» и ТМ «Добряна». Употребление такой продукции может привести к расстройствам желудочно­кишечного тракта.
Молочная продукция в Украине — не из дешевых, и сметана не является исключением. Однако некоторые производители занижают жирность сметаны, а значит, не докладывают часть молочных жиров, т. е. «залезают в карман» потребителя. В сметане ТМ «Волошкове поле» установлена заниженная массовая доля молочного жира 14,1 % при заявленной норме 15,0 %, в сметане ТМ «КАГМА», согласно информации на упаковке, должно быть 15,0 % жира, а фактически — 13,5 %.
Следует остановиться на еще одном важном показателе — потребительской маркировке. Потребитель имеет право получать необходимую и достоверную информацию о продукте для сознательного выбора. И эту информацию он может получить только одним путем — через маркировку продукции. Очень важно, чтобы маркировка предоставляла, во‑первых, правдивую информацию, а во‑вторых, полную и своевременную.
Предприятие может изготовить и отпустить в реализацию качественный продукт, но чрезвычайно важно придерживаться установленных условий его хранения. И не только в торговой сети, но и непосредственно потребителем. А для этого производитель должен предупредить потребителя об условиях хранения в полном объеме. К сожалению, не все производители дают исчерпывающую информацию об условиях хранения. Так, на потребительской маркировке сметаны 20 % жира ТМ «Заречье» и сметаны 15 % жира ТМ «Волошкове поле» информация относительно условий хранения сметаны является неполной: отсутствует информация касательно относительной влажности, при которой необходимо хранить продукт. На маркировке сметаны 20 % жира ТМ «Заречье» конечная дата потребления и номер партии нанесены на тексте обязательной информации, которая ни в коем случае не должна затеняться или перекрываться другими надписями или графическими изображениями. Обязательную информацию на маркировке следует располагать в заметном месте так, чтобы она была видимой и несмываемой. Сметана 15 % жира ТМ «ХУТОРОК» не соответствовала требованиям Технического регламента относительно правил маркировки пищевых продуктов в части обозначения сроков хранения. Конечная дата потребления обозначена словами «Употребить до…», но при этом рядом не указана фактическая дата потребления и не представлена ссылка в маркировке, где она должна находиться. Кроме того, название продукта должно быть понятным, четким и изложенным в соответствии с нормативным документом. На маркировке сделана надпись «сметана 15 % ТМ «ХУТОРОК», т. е. после цифрового обозначения 15 % отсутствует слово «жира».
Несоответствие продукции нормативной документации по физико­химическим показателям и показателям безопасности может свидетельствовать о несоблюдении режимов технологического процесса производства, низком уровне качества сырья, недостаточном уровне контроля качества готовой продукции со стороны должностных лиц предприятий­производителей.
Подводя итоги потребительской экспертизы, генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко –––отметил, что в последний раз специалисты предприятия тестировали сметану в 2015 году. Сравнение результатов экспертиз 2015 и 2018 годов не дают возможности сделать вывод об улучшении ситуации на потребительском рынке. В 2015 году из 8 протестированных образцов сметаны 5 по разным показателям не соответствовали требованиям нормативной документации и информации, заявленной на этикетке, в том числе 3 — по микробиологическим показателям, а 1 образец вообще содержал растительные жиры. В 2018 году из 12 образцов сметаны 5 по разным показателям не соответствовали требованиям нормативной документации и информации, заявленной на этикетке, в том числе 3 — по микробиологическим показателям.
Уверенно выбираем качественный продукт и чувствуем себя «как вареники в сметане»!
Для того чтобы выбрать сметану и не навредить здоровью, Владимир Величко советует руководствоваться следующими правилами:
• особое внимание уделяйте маркировке продукции. Если на упаковке дата изготовления нанесена нечетко, информацию относительно сроков и условий хранения невозможно идентифицировать, лучше не покупать такой продукт;
• обращайте внимание на условия хранения — от этого в полной мере зависит ваше здоровье;
• проверяйте срок пригодности. Не следует покупать продукцию с почти исчерпанным сроком хранения;
• спрашивайте у производителей и реализаторов копии сертификатов соответствия, которые подтверждают право называть продукцию органической. Хорошо, что на рынке все больше появляется органической продукции, но хотелось бы, чтобы высокая цена была оправданной. Обращение органической продукции регулируется специальным Законом Украины «О производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции и сырья», что требует от производителя соблюдения довольно серьезных процедур. Осуществлять производство органической продукции имеет право физическое или юридическое лицо, которое прошло оценку соответствия производства органической продукции (сырья), получило сертификат соответствия и включено в реестр производителей органической продукции.