Карасев о пресс-конференции Порошенко: по Донбассу Украина пойдет на уступки

15.01.2016 12:14   -
Автор:

Президент Петр Порошенко дал первую в 2016 году пресс-конференцию, которая длилась около двух часов.

В начале своего выступления глава государства назвал главный, по его мнению, результат 2015 года — укрепление обороноспособности в условиях конфликта на Востоке.

В качестве приоритетов на 2016 год президент обозначил обеспечение мира и возвращение Донбасса и Крыма под контроль Украины.

По его словам, для достижения данных целей необходимо создать международный механизм, и оптимальным вариантом может стать формат “Женева плюс” при участии ЕС, США и подписантов Будапештского меморандума.

Президент также подчеркнул твердую приверженность к полному выполнению всех без исключения пунктов минских соглашений всеми участниками договора.

“Никакой ревизии минских соглашений мы не допустим, и ставка на дипломатию, ставка на международное право при этом никоим образом не умаляет роли и значения вооруженных сил Украины”, — добавил глава государства.

Приоритеты на 2016 год, озвученные Порошенко, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политический эксперт, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Реально ли достичь поставленных президентом целей?

— Это в русле именно президентских компетенций. Экономикой будут заниматься Кабмин и премьер, и, мол, пусть они все издержки запишут на свой собственный счет. При этом проблема войны и мира, проблема восстановления суверенитета, восстановления границ — это ключевые задачи президента. И главное, на чем он акцентировал внимание, — это то, что все должно осуществляться политико-дипломатическими и международно-правовыми средствами. Стало быть, нужно будет выполнять минские соглашения. Кстати, президпент также сказал, что никакого “Минска–3” не будет, об этом в течение недели спорила вся страна. Вероятно, будут дополнения, связанные с календарем выполнения тех или иных положений минских соглашений.

В Минске договорились о прекращении огня с полуночи 14 января, однако в пресс-центре АТО сообщили о 70 случаях нарушения перемирия. Убедительны ли в данном контексте заявления Порошенко?

— Речь же идет о стрелковом оружии, а не об артиллерийском, давайте различать. Но полное перемирие произойдет только тогда, когда будет решена политическая часть соглашений. Тогда произойдет полная демилитаризация региона, мы вернем контроль над границей. А до тех пор, конечно же, полной тишины не будет. При этом обратите внимание: расширяется миссия ОБСЕ на Донбассе, они готовятся к выборам. Выборы будут происходить на Донбассе по украинскому закону, но проводить их будет, фактически, ОБСЕ. Поэтому давайте относиться ко всему трезво и реалистично.

Полной тишины пока не будет. Будут перестрелки, после войны никогда не наступает полного перемирия сразу — у кого-то есть оружие, кто-то стреляет пьяный. Есть также провокаторы. Поэтому давайте смотреть на фундаментальные решения, а не на детали. Главный акцент нужно делать на реализации шагов по политическому урегулированию.

О чем, по вашему, шла речь на встрече Порошенко с Борисом Грызловым?

— Мирный, а не военный путь, предполагает какие-то компромиссы. Это же не односторонняя игра. Поэтому мы будем идти на какие-то уступки. В конце января мы примем в парламенте конституционную поправку об особом статусе Донбасса и децентрализацию в целом. И дальше нужно будет думать о проведении выборов. По любым пунктам нужно искать компромиссы, и по Надежде Савченко, и по обмену пленными.

Думаю, что с предложениями такого рода и приезжал Грызлов — с предложениями Владимира Путина по хотя бы частичной нормализации отношений Украины и России, начиная с долга в 3 млрд долларов и заканчивая продуктовым эмбарго, не говоря уже о минских соглашениях. Нужно встречаться, тем более что встречаться “с кем угодно” – это работа президента. Понимаете, это же не личные отношения Порошенко и Грызлова, это отношения государств. Тем более, это была просьба Ангелы Меркель.

Почему о встрече президента с Борисом Грызловым не было объявлено официально?

— Эта встреча была неофициальной. Кроме того, дипломатия — это несколько тайная работа, это не шоу “За стеклом”, особенно, если речь идет о вопросах войны и мира. Никаких документов не было подписано. Когда документы подписываются, то, конечно же, нужно объяснять, почему они подписаны, какие мы берем на себя обязательства, что выигрываем, что проигрываем. Вот это называется прозрачностью. А если каждый “чих” политика будет сразу раскрываться, то получится не политика, а эксгибиционизм. Прозрачность сводится не к тому, чтобы показывать каждый свой шаг, а к подотчетности гражданам за те или иные решения.

Ранее директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что выполнение условий минских соглашений — единственный способ сохранить территорию Донбасса в составе Украины.

Отметим, что многие зарубежные политики до сих пор воспринимают конфликт на Донбассе как незначительные беспорядки на местном уровне, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог-международник Ростислав Томенчук.

По его словам,работа миссии ОБСЕ необходима, чтобы наблюдатели доносили информацию в своих странах о реальной ситуации на востоке Украины.

Источник: РИА Новости Украина

Подготовила Елена Друбич