Путин в Китае. Цена украинского вопроса
Президент Российской Федерации Владимир Путин прибыл в Шанхай, где проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, а также примет участие в совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
В первый день визита глава российского государства проведет переговоры с председателем Китая, по итогам которых будет подписан пакет нескольких десятков документов.
В настоящий момент в завершающей стадии находятся переговоры по трубопроводным поставкам газа по “восточному маршруту”, а также в отношении экспорта СПГ месторождений на Ямале.
Лидеры также встретятся с представителями российских и китайских деловых кругов, а затем побывают на открытии военно-морских учений Морское взаимодействие-2014.
Вечером Путин проведет двусторонние встречи с президентами Монголии и Афганистана, а также генеральным секретарем ООН.
Во второй день визита президент России примет участие в саммите СВМДА. Затем глава государства проведет переговоры с президентом Ирана.
Напомним, во время визита Путина в Китай ожидается, что Газпром и китайская CNPC могут подписать договор о поставках газа.
Ожидается, что Газпром подпишет контракт на поставки в Китай 38 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение 30 лет на условиях, которые являются экономически приемлемыми для российской стороны.
Официально Владимир Путин прибыл в Китай на четвертый саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, который пройдет в Шанхае. Однако в реальности этот визит вполне может стать историческим. Как известно, на фоне нынешних противоречий между Россией и Западом Владимир Путин не раз заявлял о намерении уделять куда большее внимание восточному направлению российской внешней политики. И, выполняя наказ президента России, власти уже анонсировали, что во время визита будет подписана масштабная сделка между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
Со слов главы Газпрома Алексея Миллера, российский газовый монополист рассчитывает заключить 30-летний контракт о поставках в Китай 38 млрд кубометров газа в год с возможностью увеличения объемов до 60 млрд кубометров, начиная с 2018 года. Замминистра энергетики России Анатолий Яновский заявил, что степень готовности контракта составляет 98%. Однако указанные 2% контракта, по всей видимости, являются критически важными, поскольку включают в себя цену на газ. По предварительным данным, Москва планирует продавать газ Китаю по 360-400 долларов за тысячу кубов. Китайцы же намерены сократить стоимость поставок за счет игры вокруг нынешней ситуации на Украине, а также на фоне конфликта между Москвой и странами Запада.
Теоретически особо уступать России нет смысла. Все прекрасно понимают, что российский газ как покупался, так и будет покупаться странами Европы. Надежных альтернативных поставщиков, способных заменить «Газпром», у европейцев нет, да они им и не нужны – если вычесть транзитные риски в связи с Украиной (которые исчезнут после создания Южного Потока), российские поставки будут отличаться высокой степенью надежности. Кроме того, на российские углеводороды в регионе большой спрос – в поставках заинтересована, в частности, Япония (отказавшаяся от ядерной энергии). Наконец, российский газ имеет для Китая важнейшее стратегическое значение.
Не секрет, что и без того неспокойный регион Восточной Азии в среднесрочной перспективе будет ареной серьезного конфликта. Растущему и подминающему под себя юго-восточную Азию Китаю будет противостоять коалиция из японцев и американцев. И в этой связи для Поднебесной обостряется вопрос энергетической безопасности. Китайская экономика серьезно зависит от импорта энергоносителей. Так, в 2012 году Китай добывал лишь около 40% потребляемой в стране нефти (4,1 из 9,6 миллиона баррелей в сутки) и 75% потребляемого газа (107,2 из 143 миллиардов кубометров в год). Основными экспортерами энергоносителей в Китай являются страны Ближнего Востока. Однако в условиях нестабильности и конфликта подобные поставки чреваты серьезными транзитными рисками. Мало того, что они идут вдоль т.н. «Жемчужного ожерелья» (системы американских баз в Индийском океане), так еще и проходят через узкий Малаккский пролив, который может быть легко заблокирован американским флотом либо местными пиратами, которые получат серьезную финансовую поддержку от некоторых стран. Китай пытался обойти Малаккский пролив через строительство трубопровода по территории Мьянмы, однако американцы тут китайцев переиграли – Вашингтон нормализовал отношения с властями этого государства и фактически включил их в свою сферу влияния. У Китая, конечно, есть возможность проложить сухопутный коридор на Ближний Восток через территорию Пакистана, однако данный путь также чреват транзитными рисками ввиду крайней нестабильности ситуации в самом Пакистане.
Особой стабильностью в глазах Пекина не отличаются и поставщики из стран Центральной Азии. В Узбекистане и Казахстане грядет смена элит, и аналитики не исключают, что она будет чревата серьезным обострением внутриполитической ситуации (особенно в Узбекистане). К тому же в местных странах сильны позиции американцев, мечтающий отправить среднеазиатский газ на Запад, а местные элиты никогда не отличались особой лояльностью.
Однако несмотря на все слабости своей позиции, Китай все же может продавить Москву в вопросе цены на газ. Во-первых, китайцы являются очень настойчивыми переговорщиками, во-вторых они попытаются «продать» свою дипломатическую поддержку России в украинском вопросе и, в-третьих, вполне могут напирать на возможные сложности с реализацией соглашения. Так, если президентские выборы в Украине будут сорваны и в этом обвинят Россию, то США могут все-таки продавить европейские страны и заставить их принять пакет экономических санкций против России. В этот пакет планируется включить в том числе и запрет на поставку России высокотехнологичного оборудования для добычи и транспортировки нефти и газа. И, учитывая сложности в извлечении углеводородов из сибирских запасов, этот запрет может сорвать или даже отложить реализацию нефтегазовых контрактов с Пекином.
Однако не стоит переоценивать значение этого соглашения для России. Вопреки заявлениям некоторых ура-патриотов, Москва не собирается полностью разворачиваться на Восток. В конце концов, Европа является крупнейшим традиционным партнером России. У стран приблизительно одинаковая культура ведения бизнеса, серьезные технологические и инвестиционные связи. Отказываться от них ради непонятных перспектив сотрудничества с дальневосточными государствами было бы неразумно – разве что немного отрезвить европейских лидеров с помощью китайского фактора. Но не за счет продажи газа себе в убыток.
Кроме того, во время начинающегося 20 мая визита в Китай Владимир Путин планирует обсудить проекты совместного создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и производства на территории КНР тяжелого вертолета типа Ми-26.
Изначально Россия предлагала Китаю закупать вертолеты Ми-26. Но китайцы отказались, пожелав участвовать в модернизации тяжелых российских вертолетов и создании машин, способных перевозить грузы весом до 15 тонн. После долгих переговоров, Россия в результате согласилась на совместную работу. И даже готова пойти на передачу ряда технологий для создания совместного производства, так как в этом случае производство машин будет вестись на паритетных началах и под российским контролем. И, по оценкам экспертов, у совместной работы по созданию российско-китайского тяжелого вертолета неплохие и вполне реальные перспективы.
Что касается широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, то здесь оценки специалистов более сдержанные. Хотя бы потому, что Россия, фактически отказавшись от производства собственных широкофюзеляжных самолетов, таких как Ил-96, к настоящему времени во многом утеряла технологии их производства.
Однако, вполне возможно, что взаимодействие с Китаем может стать серьезным толчком к возрождению былого авторитета России в этой области. Тем более, что Китай заинтересован в создании не менее 1 тысячи таких машин для внутреннего рынка и не скрывает, что в производстве самолетов этого класса хочет стать конкурентом Airbus и Boeing.
Как сообщалось ранее Объединенной авиастроительной корпорацией, первый такой самолет планируется к выходу на рынок в 2023-2025 годах, а технический облик новой машины до конца еще не определен. ОАК подготовила лишь его эскизный проект и технико-экономическое обоснование. По оценке ОАК, спрос на широкофюзеляжные самолеты до 2033 года может составить около 8 тыс единиц, из них на пассажирские – свыше 7 тыс. Больше половины от общего спроса в широкофюзеляжном сегменте, около 4 тыс. единиц, в долгосрочной перспективе приходится именно на Азиатско-Тихоокеанский рынок.
По материалам: РИА Новости, Expert Online, Московский комсомолец