«Евразия, которую мы знали, умерла»
Об этом пишет автор издающегося в США политического журнала Counterpunch. Он видит уже сейчас в мире зачатки Большой Азии и “тотальной Европы”, посылая большой привет Збигневу Бжезинскому, который еще недавно мечтал о гегемонии США.
Амбициозный проект Китая “Новый Шелковый путь” свяжет Поднебесную с Евразийским экономическим союзом, возглавляемым Россией. В один прекрасный день Евросоюз, с удивлением, обнаружит торговую ось, соединяющую Санкт-Петербург с Шанхаем. Здесь уместно будет вспомнить прогноз Владимира Путина, сделанный им несколько лет назад в Германии, правда более смелый, — о том, что пресловутая ось протянется от Лиссабона до Владивостока.
На это, конечно, уйдет какое-то время — и это будут смутные времена. Но радикальная смена Евразией своего имиджа неизбежна. Мечты США о том, чтобы подобрать Евразию под свою гегемонию, которые казались вполне осуществимыми на пороге тысячелетия, рассеиваются, как утренний туман.
Российско-китайское сотрудничество — от торговли энергоносителями до развития инфраструктуры — только укрепляется: Россия поворачивается на Восток, а Китай — на Запад. В геополитическом плане, впрочем, это не означает, что Москва подчиняется Пекину — это лишь развитие симбиотических отношений, которое осуществляется шаг за шагом.
Страны БРИКС” (в Вашингтоне это слово считается ругательным) — куда более серьезная сила, чем морально устаревшая G7, да и влияния у БРИКС, несмотря на молодость, уже столько же, сколько и у “семерки”. К концу этого года начнет свою работу новый Банк развития БРИКС, одна из ключевых альтернатив финансовым механизмам, управляемым G7 и МВФ.
На предстоящем саммите Шанхайской организации сотрудничества, который пройдет летом в России, к ШОС присоединятся Индия и Пакистан, а включение в организацию Ирана в 2016 году — уже практически решенный вопрос. Сегодня ШОС — ключевой форум по вопросам безопасности, экономического и политического сотрудничества — цветет и пахнет.
“Большая Европа” Путина от Лиссабона от Владивостока, то есть сумма двух слагаемых — Евразии и ЕС, может пока подождать: Китай вовсю прокладывает свой новый Шелковый путь как по суше, так и по морю. Кремль же сосредоточился на параллельной стратегии — использование капитала и технологий Восточной Азии для развития Сибири и Дальнего Востока. В ближайшем будущем резервной валютой Евразии станет юань, а пара рубль-юань будет править в двусторонней торговле.
Судьба “большой Европы” зависит от того, как будет решена немецкая головоломка. Немецкие промышленники спят и видят, что Россия будет поставлять им сырье (причем больше, чем все остальные страны Евросоюза, вместе взятые) по привилегированному каналу в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правда, немецкие политики эти мечты пока не разделяют: риторика Ангелы Меркель идет ноздря в ноздрю с официальной линией Вашингтона.
У России уже была готова стратегия развития сети трубопроводов, однако санкции Евросоюза заставили Москву отказаться от планов по строительству “Южного потока” и запустить другой проект — “Турецкий поток”, который, в конечном итоге, увеличит траты Евросоюза на электроэнергию. Правда, в обмен ЕС получил бы практически свободный доступ к российским ресурсам и внутреннему рынку. Катастрофа же в Украине означает крушение всех этих планов.
Де-факто Германия является проводником Евросоюза в этом экономическом экспрессе. И от предложения Си Цзиньпина о строительстве высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей новый Шелковый путь с Дуйсбургом и Берлином, немцы уж точно не откажутся. А Москва — стратегический пит-стоп на этой новой ветке. Не удивительно, что единственный путь Германии, как крупного экспортера электроэнергии, будет вести не на запад или юг, а на восток.
Пекин, несмотря на свои наполеоновские планы, ведет себя довольно осторожно, чтобы не злить Вашингтон и не провоцировать хаос. При этом Пекин видит, что Вашингтон пытается дестабилизировать обстановку на периферии Китая (Гонконг, Тибет, Синьцзян) и активно вмешивается в споры о Южно-Китайском море. Более того, Пекин понимает, что демонизация Вашингтоном Путина и России в целом — предпосылки к тому, что, возможно, будет ждать и Китай в ближайшем будущем.
Москва, в свою очередь, отмечает одержимость Вашингтона бесконечным расширением НАТО и попытки Белого дома помешать России на пути к евразийской интеграции. И сейчас все зависит от того, как будут развиваться отношения между сторонами треугольника США — Китай — Россия. Поднебесная уже понимает, что Вашингтон, вне зависимости от экономического положения США, никогда не будет относиться к Пекину как к равному или уважать китайские национальные интересы.
Дальнейшие действия Москвы пока непредсказуемы: никто не может сказать, примет ли Россия новую стратегию экономического развития в свете тройной угрозы — санкций, падения цен на нефть и девальвации рубля. Еще один вопрос — получится ли у Си Цзиньпина, за спиной которого и власти, и большие деньги, не оттолкнуть потенциальных партнеров Китая по строительству нового Шелкового пути. Однако главная загадка — решится ли Брюссель на симбиоз с Россией, либо останется антагонистом. Германия, похоже, уже сделала свой выбор, предпочтя остаться в НАТО.
Итак, на сегодняшний день мы имеем зачатки Большой Азии (от Шанхая до Санкт-Петербурга) и “тотальной Европы” (от Лиссабона до Владивостока). Большая Евразия может распасться — по крайней мере, в ближайшем будущем. Но Большая Азия продолжит свое шествие.
Интересно будет посмотреть на то, как Москва и Пекин будут взаимодействовать с Западом в политическом, экономическом и идеологическом плане, в то же время не допуская войны. Как Россия и Китай справятся с таким давлением? Впрочем, одна битва с Западом уже точно выиграна. Всего доброго, Збигнев Бжезинский! Ваша мечта о гегемонии США, выраженная в “Великой шахматной доске”, рухнула.
Источник: pravda.ru
Подготовила Елена Друбич